Вышло постановление Правительства РФ № 336, которым были установлены особые условия проведения экологических проверок. Ограничения проверочной деятельности призваны снизить нагрузку на бизнес в и без того сложных экономических условиях.
Подобные меры государственной поддержки мы уже наблюдали в 2020 году, во время пандемии, они были распространены на 2021 год. Но действительно ли они позволяли и позволят теперь бизнесу «выдохнуть» хотя бы в части административного воздействия? Предлагаю посмотреть, какие послабления были введены постановлением на 2022 год, а затем поговорить о данных статистики за 2020 и 2021 годы и сделать свои выводы.
Условия экологического контроля в 2022 году можно свести к шести ключевым пунктам:
1. В 2022 году по общему правилу плановые проверки не проводятся. Но есть исключения. для некоторых видов контроля (надзора), сопряженных с экологическим.
Плановые проверки проводятся в рамках:
Результаты контрольных мероприятий в рамках этих видов надзора нередко влияют на результаты экологических споров. Например, факты нарушений при эксплуатации опасных объектов могут стать доказательством вины в споре о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Это создает определенные риски для природопользователей, соответственно, административное воздействие сохраняется и может быть даже очень чувствительным для предприятий. Но здесь важно отметить, что у контрольного органа (КНО) есть право заменить проверку на профилактический визит, от которого контролируемое лицо не вправе отказаться. Насколько часто КНО будут пользоваться этой возможностью – покажет время.
2. Основания для внеплановых проверок строго ограничены
Ряд проверок проводится только по согласованию с прокуратурой:
Часть проверок может проводиться без согласования с прокуратурой. Среди них КНМ, проводимые по таким основаниям:
Все эти основания оставляют широкое поле для маневра. Фактически внеплановые проверки могут проводиться по целым отраслям/группам предприятий, если это будет соответствовать государственной политике. Поэтому риск того, что предприятие может оказаться под интенсивным административным воздействием, в 2022 году сохраняется – предприятиям необходимо активно отслеживать государственную повестку.
3. КНМ, запланированные на дату после вступления в силу постановления, и не подпадающие под ограничения, подлежат отмене КНО единым решением в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу постановления (п. 5 постановления). Аналогичная ситуация с не завершенными КНМ – они подлежат прекращению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу постановления.
4. При этом предписание в рамках таких КНМ может быть выдано в одном случае – если в ходе КНМ были обнаружены факты нарушений, которые влекут угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС природного/техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.
5. Срок исполнения предписаний, выданных до вступления в силу постановления, продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения и может быть дополнительно продлен по ходатайству контролируемого лица (п.8 постановления).
6. В рамках таких КНМ лицо может быть привлечено к административной ответственности – если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, которые являются предметом государственного контроля, при этом признаки состава были выявлены в рамках КНМ. Нельзя применить только временный запрет деятельности (п. 9 постановления).