В последнее время наблюдается большая активность законотворческих инициатив, приводящая к принятию различных видов обязательных требований в области охраны окружающей среды. А с появлением новых требований возникает еще больше путаницы, приводящей в ступор реальных исполнителей этих требований.
О том, что содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, т.е. требования должны быть ясными, логичными, понятными как правоприменителю, так и иным лицам и не должны приводить к противоречиям при их применении, прописано в Законе № 247-ФЗ.
Но так ли это? Попробуем разобраться на примере отнесения веществ или предметов к отходам и не отходам.
Вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
ЮЛ и ИП, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передают их другим лицам в целях утилизации.
В местах сбора вторичных ресурсов может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по их видам, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами (Требования № 399).
Исходя из понятия, приведенного в законе, к вторичным ресурсам могут быть отнесены: бумага, картон, пластик, стекло, металлолом, отработанные аккумуляторы, отработанные ртутные лампы и подобные отходы, которые планируется передавать другим организациям или федеральному оператору с целью утилизации, иными словами, предполагается их удаление с территории предприятия.
Вторичные ресурсы отнесены к отходам, поэтому при обращении с ними должны соблюдаться обязательные требования:
1) учет отходов;
2) составление паспортов на отходы I–IV классов опасности;
3) представление отчетности;
4) получение специального разрешения (в случае осуществления лицензируемых видов деятельности) и т.д.
Согласно Закону № 268-ФЗ такие отходы (вторичные ресурсы) с 01.01.2030 запрещается направлять на захоронение.
Исходя из норм действующего законодательства захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается с 01.01.2017.
Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (начиная с 01.01.2018), установлен Распоряжением Правительства № 1589-р.
Законом № 247 определено, что в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных актами различной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы.